Пожалуй, не многим известно, что 3 июля – не совсем обычный день. Ровно 73 года назад в России появилась Государственная автомобильная инспекция (ГАИ), с 15 июня 1998 года именуемая Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД). Но история Госавтоинспекции уходит корнями в более далёкое прошлое. К примеру, первая автомобильная инспекция была создана Исполкомом Моссовета в 1919 году и находилась при московской авточасти транспортного отдела. Постепенный рост числа автомобилей порождал необходимость строжайшего внимания со стороны милиции за порядком на дорогах. Поэтому, в 1925 году в Москве была организована служба по регулированию дорожного движения: 50 милиционеров патрулировало по столице на велосипедах, выявляя различные нарушения. Таких блюстителей порядка, за своеобразный вид транспорта называли «самокатчики». Спустя 7 лет появились первые в России светофоры, которые в отличие от современных были не так совершенны.
Необходимые предпосылки для создания ГАИ, как мы видим, уже существовали. И 3 июля 1936 постановлением Совета народных комиссаров № 1182 было утверждено Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР. Согласно данному Положению, на ГАИ возлагались такие задачи, как: борьба с авариями и хищническим использованием автотранспорта, разработка технических норм по эксплуатации автотранспорта, наблюдение за подготовкой и воспитанием шоферских кадров и т.д. В военные годы ГАИ, кроме всего прочего, проводит учет техники и осмотр автомобилей, предназначенных на отправку в действующую армию, тем самым, укрепляя техническую базу страны, оказавшейся в трудном положении.
В каждом городе имеется своя особенная и неповторимая история развития ГИБДД. На протяжении многих лет меняются сотрудники службы, но огромная ответственность, возложенная на их плечи, остаётся всегда неизменной. Вернёмся не в столь далёкое прошлое и, посмотрим, через какие основные этапы формирования прошла магнитогорская Госавтоинспекция. В 1932 году утвердилось обязательное постановление Магнитогорского Городского Совета "О регулировании транспортного движения на территории строительства завода и города". Спустя 3 года вышло постановление "О правилах уличного движения в г. Магнитогорске". Но, несмотря на все нововведения, официальным днём рождения магнитогорской службы ГАИ принято считать 25 декабря 1936 года, так как в этот день Магнитогорским городским Советом было принято постановление "Об организации отдельного взвода по регулированию уличного движения по г. Магнитогорску". В составе взвода было всего 25 человек, имена которых не установлены. Но именно эти люди, ставшие первыми сотрудниками магнитогорской Госавтоинспекции, положили начало кропотливой и тяжёлой работе по предотвращению происшествий и сохранению порядка на дорогах города.
Первое здание ГАИ, представляющее собой деревянное строение, располагалось на Левом берегу, рядом со зданием УВД г. Магнитогорска, по адресу - переулок Почтовый-9, где в данный момент находится автозаправочная станция. В 1973 году отдел ГАИ переехал в двухэтажное кирпичное здание на Кирова-62. Там же мы можем увидеть единственный в городе подземный пешеходный переход, который из-за отсутствия финансирования находится в нерабочем состоянии, и уже давненько зарос паутинами и мхом.
Развитие и расширение ГАИ прямо зависело и зависит от ситуации на дорогах. С каждым годом увеличивается число людей, имеющих возможность завести автотранспорт. Заторы на проезжей части, и несоблюдение правил дорожного движения вызывают необходимость усиливать контроль со стороны Госавтоинспекции. Так, в 1961 году отряд регулирования уличного движения (ОРУД), как отдельное подразделение милиции, входит в состав ГАИ и организуется дорожно-патрульная служба (ДПС). Постепенно создаются отделения ГАИ при Районных отделах внутренних дел, появляется всё большее число сотрудников городского отдела ГИБДД. Организуется отдельный взвод , отдельная рота и на сегодняшний день-батальон ДПС при отделе ГАИ УВД.
Как видим, история ГИБДД достаточно богата и представляет собой доказательство постоянного роста и усовершенствования службы. Службы не лёгкой, но зато крайне необходимой в общественной жизни. Хочется выразить слова благодарности всем сотрудникам ГИБДД и обратиться к водителям и пешеходам с просьбой о соблюдении правил дорожного движения. На самом деле, совсем не трудно жить по разумным предписаниям и делать так, чтобы потом не было мучительно больно… Больно за даром погубленную или искалеченную человеческую жизнь… больно за тот момент, когда были потеряны внимательность и осторожность… больно за ту, никому ненужную спешку…
Cтудентка группы № 304,филолгического факультета отделения Журналистики МаГУ,