Один из наиболее распространенных способов мошенничества — так называемая фиктивная продажа автомобиля. Суть обмана заключается в том, что мошенники получают у покупателя деньги и скрываются с ними, оставляя человека и без машины, и без денег. На практике это может выглядеть примерно так.Мошенник ходит по автомобильному рынку и высматривает подходящего «клиента». Таковым обычно является покупатель, которому не терпится поскорее купить автомобиль, но который хочет уложиться в небольшую для соответствующего ценового диапазона сумму.
Понаблюдав какое-то время за таким покупателем, мошенник приходит к выводу, что это — его «клиент».
Он подходит к покупателю и предлагает ему купить хороший автомобиль по очень даже привлекательной цене. На возможный вопрос «почему хорошая машина продается так дешево» следует ответ вроде «человек срочно уезжает за границу, и ему нужно быстро распродать имущество» либо что-то подобное. Автомобиль этот находится не на рынке, а стоит недалеко во дворе («вы же понимаете, перед отъездом за границу человеку некогда разъезжать по рынкам»).
Далее они направляются домой к продавцу (это обычно «друг» или «родственник» мошенника, высматривающего жертву на авторынке). Продавец выходит из подъезда в домашней одежде и тапочках (это рассеивает последние сомнения покупателя) и показывает машину, которая, кстати, уже снята с учета и полностью готова к продаже. После согласования цены покупатель передает продавцу деньги и взамен получает ключи от автомобиля.
Именно благодаря такой конструкции подъезда мошенники сумели скрыться вместе с деньгами, оставив обманутому покупателю на память бесполезные ключи от машины (бесполезные, потому что в подобных случаях «проданный» автомобиль обычно числится в угоне).
Наиболее «продвинутые» мошенники могут прикинуться работниками автосалонов. Их главная опасность заключается в том, что они умеют очень правдоподобно имитировать весь процесс заключения сделки по купле-продаже автомобиля. При этом оформляются все необходимые документы (договоры, приложения к ним, квитанции и др.), и везде стоят нужные печати и подписи.
После этого клиент долго и безуспешно ждет, когда же ему доставят заказанный им автомобиль. А когда срок доставки машины, указанный в договоре, истекает, человек приходит в автомобильный салон, с которым он заключил договор, — и выясняет, что люди, с которыми он имел дело, никогда в этом салоне не работали и не имеют к нему ровным счетом никакого отношения, а подписи и печати на договорах и иных документах поддельные.