В период кризиса обострился интерес китайских автопроизводителей к известным брендам, испытывающим не самое лучше положение. Как сообщает агентство “Автостат”, китайская компания Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery договорилась с концерном General Motors об основных положениях договора по приобретению американского производителя внедорожников Hummer. В соответствии с основными положениями предстоящей сделки, китайская компания получит в собственность права на все патенты Hummer, торговую марку, интеллектуальную собственность и дилерскую сеть производителя внедорожников. По мнению экспертов, китайцы рвутся в лидеры мирового автопрома не только путем наращивания объемов и улучшения качества китайских автомобилей, но и скупая на корню производства известных европейских и американских марок. До 2012 года концерн GM продолжит выпускать машины под маркой Hummer и осуществлять их техническое обслуживание, а Sichuan Tengzhong после приобретения марки станет управлять компанией через офшорную фирму. Также в планы китайцев входит расширение модельного ряда Hummer. Ожидается, что до 2012 года на конвейер встанет модель H3 следующего поколения и внедорожник H4. Как сообщалось ранее, соглашение о взаимопонимании было подписано между GM и Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery в июне нынешнего года. По предварительным данным, американский концерн получит за марку около 100 млн долларов, а согласно другой информации – более 500 миллионов. Официально сумма сделки пока не объявлена. По последним сведениям Sichuan Tengzhong заявила, что не собирается переносить выпуск брутальных внедорожников Hummer в Китай, а намерена приобрести лишь бренд.
Участники рынка сходятся в мнении, что через отдаленный период времени у китайского автопрома есть все шансы выбиться в мировые лидеры по всем сегментам, за возможным исключением премиум-класса. Рынки США и Европы, по прогнозам специалистов, сдадутся последними. “На мой взгляд, для освоения США и Европы будет использован метод покупки местных автомобильных заводов и известных автомобильных марок, – отмечает ведущий аналитик департамента консалтинга РИА “РосБизнесКонсалтинг” Анна Синявская. – Это оптимальный способ, поскольку потребители здесь искушенные, запросы по безопасности и качеству автомобилей в целом у них высокие. Понятно, что в последнее время американские и европейские автовладельцы озабочены ценой автомобиля, но не думаю, что в ущерб качеству. А китайское качество в Америке и Европе большой популярностью не пользуется”. По мнению аналитика, если говорить о Восточной Европе, то здесь возможен импорт готовой продукции и строительство заводов.
Однако близлежащие перспективы продвижения “китайцев” на мировом рынке вряд ли можно назвать радужными. “Китайские автомобили будут импортироваться в массовом порядке только в том случае, если их качество вырастет до надлежащего уровня, – считает управляющий директор ГК “АвтоСпецЦентр” Юрий Слепцов. - В таком случае эти автомобили будут продаваться совсем по другим ценам, а значит, будут, что называется, в рынке, а следовательно, станут жестко конкурировать придется с десятками других брендов. Что касается покупки доли в мировых автоконцернах, то от этого автопром только выиграет. Хуже ему точно не станет – деньги на развитие нужны всем. А чьи они - неважно. Главное, чтобы при китайских владельцах автопроизводители использовали передовые технологии, ориентировались на профессионализм и ставили во главу угла качество. Вопрос владения в автопроме – не самый принципиальный. От того, что почти всеми студиями Голливуда сегодня владеют японцы, от этого кино не перестало ведь быть голливудским, и никто не считает его японским. Параллель совершенно очевидна”.
Уместно будет вспомнить, что корейские автомобили, которые сейчас воспринимаются в качестве надежной и конкурентоспособной продукции на мировом рынке, также в свое время вызывали недоверие массового потребителя. Корейским брендам, чтобы завоевать свою нынешнюю долю на российском рынке, потребовалось около десяти лет. Что касается китайских автомобилей, то уровень их производства хотя и стремительно растет, но еще долго не сможет похвастаться подобными характеристиками.
По мнению аналитиков, китайские марки вряд ли завоюют искушенную покупательскую аудиторию США и стран Европы менее, чем за 10-12 лет.”Думаю, что китайские компании будут действовать в трех направлениях: строительство заводов по производству собственных марок, импорт готовой продукции и покупка известных европейских и американских марок и мощностей по производству, – говорит Анна Синявская. – Пока что Китай уступает Японии по количеству произведенных автомобилей, однако уже в ближайшие два года он может стать мировым лидером по производству легковых автомобилей. Кроме того, китайские производители будут активно перенимать технологии и повышать качество”.