Министерство транспорта страны предлагает унифицировать минимальные выплаты за гибель и травмы пассажиров по всем видам транспорта.
В случае смерти пассажира перевозчик обязан будет выплатить семье или родственникам не менее двух миллионов рублей. Эксперты в целом позитивно оценивают инициативы Минтранса. Минус в том, что если система обязательного страхования перевозчиков будет введена в действие, расходы на страховые премии лягут на плечи самих пассажиров, считают они.
Проект закона министерства транспорта РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам» должен пройти независимую экспертизу до 15 октября и опубликован на сайте министерства.
Он вводит единые нормы страхования гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами на всех видах транспорта − воздушном, железнодорожном, автомобильном, морском и других. В основу лег действующий стандарт возмещения вреда, причиненного авиапассажирам, говорят в министерстве.
В случае гибели пассажира перевозчик, согласно проекту, должен будет выплатить его родственникам не менее 2 млн 25 тыс. рублей. Компенсация за причинение вреда здоровью составит 2 млн рублей. При повреждении имущества пассажира он должен будет получить не менее 23 тыс. рублей.
Для сравнения, в США гибель пассажира стоит минимум 100 тыс. долларов. Таким образом, "наши" почти 67 тыс. в "зеленых" выглядят не так уж грустно. Заметим попутно, что в настоящее время власти принимают решение о компенсации причиненного вреда (в случае смерти речь идет о компенсации потерь, связанных с утратой кормильца), исходя из конкретной ситуации. То есть никакой минимальной планки в отношении суммы нет.
По мнению Минтранса, благодаря новому закону «произойдет выравнивание размеров компенсаций за ущерб жизни и здоровью вне зависимости от вида транспорта, которым пользуется пассажир», а срок урегулирования убытков в этом виде страхования ограничен в среднем 30 днями, в то время как судебная процедура определения размера ущерба жизни и здоровью длится минимум два месяца.
В проекте закона также отмечается, что размер страховой выплаты будет достаточным для поддержания уровня жизни семьи пассажира в течение 4−10 лет после гибели кормильца или для получения качественных медицинских услуг пострадавшему.
Но если система обязательного страхования перевозчиков будет введена, расходы на страховые премии будут переложены на пассажиров, считают аналитики рынка. Другими словами, в стоимость билета на воздушном, наземном и морском транспорте будет входить цена страховки, что приведет к подорожанию перевозок. К примеру, в этом году, несмотря на кризис и падение цен на нефть, авиабилеты по России и без того уже подорожали в среднем на 50%.
С другой стороны, обязательная страховка – шаг к цивилизованному, более ответственному рынку. Включение страховых компаний в систему управления рисками на воздушном, наземном и морском транспорте в перспективе нескольких лет улучшит ситуацию с аварийностью и травматизмом. Так что с этой точки зрения обязательное страхование – большое благо, считают другие.