Каждая вторая новая иномарка, реализованная в
России в первом квартале 2010 года, имеет коробку-автомат. С учетом
российских марок, автоматической коробкой передач оснащен уже каждый
третий проданный автомобиль. Три года назад АКПП стояла только у каждого пятого.
Как замечает Autonews.ru, популярность автомата в России начинается с большим запозданием, потому что население в массе своей не богато и консервативно.
С первым спорить не буду – это так и есть, вторая
проблема во многом надуманная, происходит главным образом от той же
бедности. Дешевый сегмент это либо отечественные машины, либо иномарки
б/у, солидного возраста и не всегда отличного качества.
На отечественном автомобиле АКПП как правило нет – скандальную историю с якобы готовившимся автоматом для Lada
можно не считать. АКПП на иномарках с пробегом иногда действительно
вызывает вопросы. Как и дешевые, морально устаревшие автоматы на
некоторых новых машинах low-cost:
даже не поднимая вопрос о скорости реакции, если АКПП ненадежна, то
лучше все-таки без нее. К тому же поскольку в дешевом сегменте часто
определяющую роль играет именно дешевизна – механическая коробка просто
меньше стоит. Вот вам и вся российская «консервативность».
Тем не менее, автомат удобен, поэтому будущее все равно за ним.
В России освоение автомата идет «сверху вниз»: на
представительских лимузинах это единственный вариант (даже на
брежневском ЗИЛе он был). Из новых иномарок спорткары, автомобили
сегментов премиум и luxury, машины классов Dи Eпрактически все «автоматизированы». В классах Bи Cавтомат входит постепенно, в малолитражках класса Aавтомат скорее экзотика.
Российcкий производитель автоматы как правило не жалует. Единственный российский легковой брэнд с АКПП сегодня – это «Волга» со своим Siber: модель, о которой до сих пор периодически ходят слухи, что ее то ли снимут с производства, то ли уже сняли.
История с автоматом для ВАЗа по-прежнему ничем не
кончилась. Маркетинговые исследования действительно показывают, что
целевая аудитория какой-нибудь Kalinaбыла бы рада автомобилю
с автоматом. Тем более что «праворукие» с АКПП в свое время продавались
очень неплохо. Однако маркетинговые исследования о том, что хотели бы
видеть на Ladaпроизводятся уже много лет. Они мало влияют на то, что на ВАЗе внедряется.
«Соллерс» (точнее, УАЗ) об АКПП до сих пор не задумывается и не планирует ее внедрять. Хотя для внедорожника это как раз нормально: пожалуй, это единственная ниша, где чистая механика оправдана. Тот же LandRoverуже полвека выпускает Defenderна
механике, и АКПП в него ставилась только для некоторых африканских
режимов, кторые использовали эти автомобили как представительские.