Главная
Меню сайта

Партнеры
Изображение - savepic.ru — сервис хранения изображений

Категории раздела
Новости России [65]
Мировые автоновости [29]
Тесты автомобилей [53]
Полезное [957]
Автоновости города [19]
Автоновости области [18]
Смешныйе истории на дорогах,автоюмор [3]

Связь
ICQ-385437284

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2009 » Сентябрь » 11 » Система ABS: тормозим с умом
Система ABS: тормозим с умом
21:27
Инструктора в автошколах обязательно рассказывают новичкам правила торможения на скользкой дороге. Все сводится к тому, что дозировать усилие на педаль тормоза следует весьма деликатно, иначе велика вероятность блокирования колес, и тогда поведение автомобиля станет непредсказуемым. Вспомним уроки физики – задачку про брусок, который нужно сдвинуть с места: чем меньше коэффициент трения поверхности, тем легче будет это сделать.
Так же и с колесом – на скользком покрытии нажать на тормоз нужно совсем несильно, чтобы машина превратилась в санки.

 А что же на сухом асфальте? Увы, затормозить автомобиль быстро «педалью в пол», заблокировав колеса, также не получится. Поверхность шины быстро разогреется, и в зоне контакта с дорожным полотном образуются твердые шарики – продукты разрушения резины. Получается «эффект подшипника» - катиться на таких шариках придется долго, и по неизвестной траектории.
Чтобы избежать подобных неприятностей, в 1936 году инженерами немецкой фирмы Bosch была изобретена система, которая предотвращала полное блокирование колес машины при торможении.
Но технологии того времени не позволяли устройству отслеживать поведение машины на дороге, да и его быстродействие оставляло желать лучшего. Как это часто бывает, идею использовали, но гораздо позднее.

 Лишь в 1979 году на Mercedes S – класса впервые появилось устройство под названием  антиблокировочная система тормозов (Antilock Brake System), или просто ABS. Система, построенная с использованием цифровых электронных блоков на интегральных схемах, могла обеспечить достаточную безопасность, и отличалась достаточной надежностью.

 

Но вернемся к теории. Что влияет на степень сцепления колеса с дорогой? Износ протектора шины, состояние дорожного полотна... Есть еще один очень важный показатель – относительное проскальзывание колеса. Измеряется оно от нуля (если автомобиль движется накатом), до единицы (колеса полностью заблокированы).
Понятно, что торможение автомобиля будет наиболее эффективным при максимально высоком  коэффициенте продольного сцепления колеса с дорогой. Экспериментально было установлено, что самым высоким его значение будет при относительном проскальзывании, близком к 0,2. При этом значение коэффициента поперечного сцепления также достаточно высоко – он влияет на сопротивляемость автомобиля заносу. Получается, чтобы автомобиль тормозил наилучшим образом, без потери устойчивости, угловая скорость колеса должна обеспечивать постоянное значение относительного проскальзывания около 0,2. И добиться этого можно правильной регулировкой тормозной силы. Профессиональные гонщики в данном случае рассчитывают на свои силы: их опыта хватает для того, чтобы выверить усилие на педали до грамма и затормозить на грани блокировки. Простым автомобилистам должна помочь АВS.

  Основной задачей AВS является сохранение управляемости и устойчивости автомобиля при резком замедлении. Устройство состоит из набора датчиков скорости движения автомобиля и вращения колес, электронного блока управления и исполнительного гидравлического устройства (модулятора). Вся система находится в режиме постоянного обмена информацией. На электронный блок поступают данные, с какой угловой скоростью вращаются колеса. Как только водитель резко нажимает на педаль тормоза, относительное проскальзывание возрастает, и возникает угроза блокировки колес. Задача электронного блока – дать команду исполнительному устройству на снижение давления в тормозной системе – с помощью перепускного клапана. Сделано? Теперь колесо вновь ускоряется. Блок снова дает команду – теперь уже увеличить давление, (ведь машину нужно затормозить), и цикл повторяется – тем самым значение относительного проскальзывания остается оптимальным, а автомобиль – управляемым.

 Циклы увеличения – сброса давления («модуляция») порой отдаются дрожью педали тормоза. Впрочем, современные автомобили почти избавлены от этого недуга. Способствует этому более совершенный алгоритм работы  АВS, при котором нужное давление в тормозном цилиндре может поддерживаться на постоянном уровне.

  Но современная  антиблокировочная система должна учитывать не только скоростные факторы – ведь и состояние шин, и упругие свойства подвески влияют на качество торможения. Наилучшей была признана схема (называется «четырехканальная»), позволяющая отдельно для каждого колеса регулировать тормозное усилие.  Это важно – ведь при торможении одно колесо вашего автомобиля может оказаться на более скользком покрытии, чем другое. АВS уменьшит  тормозной путь на 12-15 %, но в этом случае важнее даже не сэкономленные метры, а сохранение управляемости машины. «Микст» под колесами – штука коварная, провоцирующая при торможении разворачивающий момент.

Еще одна дорожная ситуация – вхождение в поворот на повышенной скорости. Водитель может просто бросить газ, а может и затормозить, рискуя потерять курсовую устойчивость, и слететь с дороги. АВS даст преимущество в скорости около 15 % по сравнению с торможением без этой системы. Не впечатляет? Другая ситуация – экстренное торможение на сухом асфальте на «городских» 60 км/ч. Антиблокировочная система сэкономит 5-7 метров (а то и больше), тормозного пути. 

При экстренной ситуации, когда важно быстрейшее замедление, жмите педаль тормоза в пол! Если, конечно, ABS на вашей машине в порядке. Современные средства активной безопасности вносят изменения в старые правила управления автомобилем. И при умелом с ними обращении облегчат дорожную жизнь водителя. Но человек – существо несовершенное. И в ходе многочисленных исследований было установлено – в критической ситуации водитель зачастую начинает тормозить  поздно и не слишком активно. Помочь ему призвана система, дополняющая работу ABS - Brake Assist. Она способна распознать экстренное торможение, и, в случае чего, «дожать» педаль тормоза, повысив давление в главном тормозном цилиндре, обеспечив автомобилю наилучшее замедление.


Всем ли полезна ABS? В ритме жизни рядового автомобилиста эта система способна предотвратить множество неприятностей. Но не стоит забывать, что вмешательство электроники в процесс управления автомобилем зачастую подразумевает «гражданское» использование последнего. На гоночных трассах другие законы, и помнить об этом в городе особенно важно.


Просмотров: 613 | Добавил: race174 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальная группа сайта
  • Racer402 Нет придела скорости

  • АЗЛК клуб Магнитогорска

  • Сообщество uCoz

  • FAQ по системе

  • Инструкции для uCoz

  • Все что касается авто Такси "Кабриолет" Магнитогорск

  • Реклама






    Ситилинк.Баннерная сеть


    Vodila.net Каталог автомобильных сайтов


    Магнитогорск© 2024