Главная » 2010»Июль»1 » «Водилоопасность», или Что влияет на вероятность ДТП
«Водилоопасность», или Что влияет на вероятность ДТП
13:28
Сегодня сложно представить общество без автомобилей. Тем временем, это транспортное средство повышенной опасности, управление которым предполагает ответственный подход к вождению, уверенность и спокойствие за рулем и т.д. и т.п. Что скрывается за этими «и т.д. и т.п.», мы проверили на научном уровне.
Все мы понимаем, исходя из простого здравого смысла, что наши психологические особенности, черты характера могут в той или иной мере повлиять на нашу успешность за рулем, а значит и на безопасность. Примечательно, что наукой данная область еще не была подробно исследована, и теста или методики определения риска ДТП в зависимости от особенностей личности не существует, по крайней мере, в открытом доступе.
Научный подход
Итак, в рамках моей диссертационной работы по психологии было проведено научное исследование, которое позволило сделать статистически значимые выводы и обоснованно заявить о тех качествах, которые опасны для водителей или, наоборот, присущи законопослушным автомобилистам.
И раз уж мы говорим о научном подходе, приведем и гипотезу исследования. В общем виде она сформулирована следующим образом: Психологические качества личности водителя влияют на вероятность дорожно-транспортного происшествия с его участием. В частности, возможными психологическими факторами, влияющими на статистику ДТП для водителя, могут являться: уровень интеллекта, личностная тревожность (не ситуативная), стрессоустойчивость, полезависимость/поленезависимость (от окружения, от обстановки, от ситуации), социальность, конфликтность, самооценка, конформность (ориентация на мнение группы), способность к быстрому принятию решений, уверенность в себе, интроверсия (сосредоточенность на внутреннем мире), экстраверсия (открытость, общительность).
Все названные качества мы рассматривали не просто, потому что так захотели, а потому как в том или другом контексте нашли теоретическое основание полагать о связи этих черт с аварийностью. Анализируя результаты, мы отдельно определили связи с общим числом ДТП в год (частотой аварий) и с числом ДТП в год, в которых водитель признавался виновником.
И сразу к результатам
Не будем вникать в тонкости подготовки материалов и выбора методик – у нас не «Психологический вестник». Перейдем сразу к самому интересному – результатам!
Логично, что опасны нервные, тревожные и агрессивные водители. Но также высока аварийность и у излишне расслабленных, и тех, кто сильно старается понравиться другим.
Фактическим итогом исследования стало выявление конкретных психологических показателей, связанных со статистикой ДТП для водителей. Неожиданным фактом оказалась самая сильная из выявленных взаимосвязей – между частотой ДТП, как в целом, так и тех, где водитель является виновником, с показателями самоконтроля. Получается, чем выше самоконтроль и способность управлять своим поведением, тем чаще водители попадают в ДТП и тем чаще становятся виновниками ДТП.
Другие данные более логичны. Взаимосвязь выявлена с показателем агрессивности. Чем он выше, тем чаще водители попадали в дорожно-транспортные происшествия. Причем, что интересно, виновность водителя в ДТП не имеет значения.
Также обнаружена обратная связь с напряженностью. Это значит, чем больше водитель напряжен, тем меньше ДТП с ним происходит. Вероятно, что здесь играет роль положительная сторона высоких оценок по этому фактору, а именно – напряженность и собранность, энергичность, что позволяет, по всей видимости, более активно реагировать на дорожные ситуации, снижая риск ДТП.
Таким образом, чаще попадают в ДТП более агрессивные люди, более вялые и расслабленные, а также более склонные контролировать свое поведение. Вероятно, импульсивность поведения и напряженность в сочетании с доброжелательностью (не агрессивностью) дают возможность быстро и адекватно реагировать на постоянно меняющуюся дорожную обстановку.
Подробнее об аварийно-опасных водителях
Кроме связей, как таковых, мы проанализировали данные еще и по подгруппам – сравнили, отличается ли (статистически значимо, а не на глаз) частота ДТП у водителей, например, с высоким уровнем интеллекта и с низким. И так, по всем факторам, сравнили подгруппы с низкими, средними, высокими баллами.
Так, частота ДТП у водителей с низкой выраженностью экстраверсии выше, чем у людей, высоко экстравертированных – открытых и общительных людей. Причем, выраженные экстраверты реже попадают в ДТП, в принципе, а также реже становятся виновниками ДТП. Можно предположить, что неэкстравертированные личности не идут на контакт, и потому не уступают другим, что может стать причиной аварии на дороге. Кроме того, низкая экстраверсия может говорить о пассивности, которая сказывается на реакциях в дорожных ситуациях.
Заметна разница частоты ДТП, не зависимо от виновности, между водителями с низкой, средней и высокой степенью тревожности. Высоко тревожные чаще попадают в аварии, чем люди со средней и низкой тревожностью. В свою очередь, люди со средней тревожностью попадают в аварии чаще, чем те, у кого тревожность и вовсе низкая. Интересно, что виновниками ДТП все они могут стать независимо от степени тревожности. Вероятно, это объясняется тем, что тревожность человека определяет то, как он ориентируется в дорожной ситуации, как быстро и адекватно реагирует. Высоко тревожный водитель может часто попадать в аварии не потому, что сам изначально допускает ошибку, нарушает правила, а потому, что не может быстро и правильно среагировать на нарушение другого участника дорожного движения.
Также независимо от виновности люди с высоким уровнем интеллекта попадают в ДТП реже, чем люди со средним и низким, которые между собой сильно не различаются. Логично, что интеллект помогает быстро обучаться и хорошо ориентироваться в дорожных ситуациях, при этом не обременяет всегда соблюдать правила и реже становиться виновниками аварий.
А вот людей с низкими и высокими показателями эмоциональной устойчивости отличает как раз частота аварий, которые они провоцируют, в которых виновны. Водители с высоким уровнем эмоциональной устойчивости становятся виновниками аварий реже, чем те, у кого этот показатель низкий. Вероятно, здесь речь идет о «психах» за рулем, говоря обыденным языком, которые не терпят ни лишней секундной паузы в пробке, ни более медленного авто впереди и т.п.
Также заметны различия частоты ДТП с виновностью для подгрупп по степени конформности. Можно сказать, что конформные люди, ориентирующиеся на общество, часто подстраивающиеся под других, уважающие мнение других, чаще становятся виновниками аварий. Люди же со средней и высокой степенью нонконформизма, совершая поступки исходя лишь из своих побуждений, становятся виновниками ДТП реже.
Как это уже было отмечено, люди сильно себя контролирующие (с высоким уровнем самоконтроля) попадают в ДТП чаще, чем те, у кого самоконтроль низкий. Вполне возможно, что по данному фактору произошло некое искажение. Люди, которым не достает самоконтроля, стараются его сильнее проявлять, и потому давали такие ответы. Но самом-то деле, им его не хватает!
Важно описать характеристику уже выявленной ранее взаимосвязи частоты ДТП с уровнем напряженности, энергичности. На втором этапе вывод уточнился. Чаще в ДТП попадают в целом и становятся их виновниками, как низко напряженные и неэнергичные, так и сильнонапряженные и энергичные водители. Наиболее безаварийна профессиональная деятельность водителей, напряженность и энергичность которых находится на среднем уровне!
Портрет «безаварийного» и «водилоопасного» водителей
Обобщая сделанные выводы в единое описание можно сказать, что реже попадают в аварии нетревожные, неагрессивные, средне энергичные водители. Как правило, они – выраженные экстраверты с уровнем интеллекта не ниже среднего. Они не слишком скованны, но эмоционально устойчивы. Решения принимают самостоятельно, не ориентируясь на мнение общества.
Виновниками же аварий чаще всего становятся конформные и эмоционально неустойчивые личности.
Перспективы
Сделанные выводы позволят однозначно утверждать, что определенные связи особенностей личности со статистикой аварийности существуют. Практическая значимость этого заключения очевидна. Дальнейшие более точные исследования и подбор конкретного диагностического материала специально для этой области позволят диагностировать вероятность ДТП для водителей.
Более того, разработка диагностического инструмента даст возможность определять риски. А если их знать, значит можно эти риски и уменьшить. Некоторые качества личности изменчивы, а, следовательно, их можно развивать, если это необходимо для поставленной человеком цели, тем более, если речь идет о профессии и самореализации личности в желаемой сфере деятельности.